понедельник, 29 сентября 2008 г.

Доставка еде - альтернатива заведениям питания? 25.06.2007

Доставка еде - альтернатива заведениям питания? 25.06.2007

- В каком состоянии находится система доставки обедов в офис в Киеве?

- Такая система существует уже около 10 лет. Объем этого рынка можно оценить приблизительно в 2 млн. $ на год. На конец 2006 года в Киеве было больше 30 предприятий, которые занимаются доставкой еде.

Всех их можно разделить на тех, которые имеют свой ресторан или кафе, например, «Два гусак», «Пузатый дом», и те, которые его не имеют, - «Мария Магдалина», ПП «Корделия» и др. Предприятия первой категории доставляют кушанья из своего стандартного меню, что знакомо посетителям торговых точек. Для раскручивания услуг доставки обычно используют сайт или печатную продукцию.

Предприятия второй группы свое меню разрабатывают специально для доставки и достаточно часто его изменяют. Основной канал продвижения услуг - Интернет, адресные почтовые рассылки по офисам. Кроме доставки такие компании занимаются еще и большим кейтерингом (любая доставка еде за пределы кухни - это уже кейтеринг, потому доставку обедов можно назвать мелким кейтерингом). Под большим кейтерингом имеется в виду организация банкетов и фуршетов, для которых средняя стоимость заказа - 150-200 грн. на человека, а количество участников - от 50 человек.

Большой кейтеринг - направление намного больше выгодно, чем мелкий - доставка обедов. Чтобы оградить себя от убыточности, предприятию из доставки обедов нужно иметь хотя бы одного постоянного заказчика, который обеспечит стабильную прибыль, заказывая определенное количество обедов ежедневно. Но не всем это прибегает. Случаи быстрого разорения предприятий, рассчитанных только на случайные заказы, достаточно частые. Однако некоторым специализированным компаниям (без кафе) уже достаточно много лет, и все это время они специализируются в основном на доставке недорогих обедов в офисы. Основными их конкурентами есть так называемые «бабушки», которые достаточно давно взялись готовить еще более дешевые обеды и развозить их по рабочим местам. Преимущество предприятий перед надомницами в том, что они отвечают за качество продукции, в результате чего ею вряд ли можно отравиться.

В сравнении с европейскими странами рынок доставки у нас развитой очень слабо. Конкуренция в настоящий момент небольшая и рынку есть куда расти, потому что тенденция частых заказов еды в офис появилась только недавно, а заказывать еду домой пока вообще не принято, хотя во всем мире это очень популярно.

- Составляет ли такое питание конкуренцию ресторанам? Если так, то ресторанам какой ценовой категории?

- Если составляют, то в первую очередь ресторанам низкой ценовой категории. Потому что средняя стоимость заказанного обеда - 15-20 грн., то есть приблизительно как обед в заведении нижнего ценового сегмента.

Обеды в офис заказывают, как правило, в том случае, когда много работы, идти за обедом никогда, а растворимые супы или бутерброды есть не хочется. Или же начальство решило централизовано кормить сотрудников в офисе через беспокойство о них или с целью экономии рабочего времени. Потенциальными заказчиками обедов являются сотрудники офисов, рядом с которыми нет заведений питания низкой ценовой категории. Если такое заведение находится рядом, удобнее и быстрее будет посетить его, а не ожидать доставки еде. То есть объем доставки еде еще остается достаточно скромным и если и составляет конкуренцию питанию в ресторанах, то пока очень маленькую.

Если же говорить о компаниях, которые, имея свое кафе, организуют службу доставки, то они не только не отрезают у себя клиентов, а наоборот, благодаря службе доставки расширяют свою клиентуру за счет тех людей, которые живут слишком вдалеке от заведения, чтобы ездить туда питаться, но очень любят его кухню. Для таких предприятий служба доставки - это расширение бизнеса.

- Насколько развитая система доставки еде в Европе и какие склонения между европейской системой и украинской?

- Намного больше развитая. В Киеве на 3 млн. человек едва больше 30 компаний занимаются доставкой обедов, а это очень мало. Ситуация сложилась так потому, что не принято заказывать еду домой. В Европе половина заказов по доставке - это заказ домой. Во Франции, например, очень популярная доставка японской кухни: ее заказывает почти каждая вторая семья. Во многих европейских странах вообще не принято готовить дома. Считается, что намного лучше заказать еду домой или пойти в ближайшее кафе. У нас же считается, что хозяйка не хозяйка, если не умеет готовить перше-друге-третє. Да и чужого человека могут побояться впускать домой, даже если это служащий доставки. Кроме того, собственноручное приготовление значительно более дешево заказанной еды. В итоге выходит, что стандартная семья тратит много времени на приготовление еды.

Однако общество не стоит на месте - количество компаний, которые доставляют еду, увеличивается. За 2006 год появилось 8 новых предприятий.

Я пока не касалась вопроса доставки еде средних и высокой ценовых категорий. Во многих элитных ресторанах есть такая услуга. Ею пользуются в том случае, когда кто-то очень любит кухню ресторана, но не всегда может к нему добраться, или если ресторан предоставляет диетическое питание. Такая услуга - очень маленький сегмент рынка, ею пользуется VIP-клієнтура.

- Какие перспективы развития в Киеве этой инфраструктуры?

- Поскольку город растет, людей и офисов становится все больше, то перспектива очень неплохая. Особенно перспектива развития практически не существующей пока доставки домой. Я думаю, она все-таки будет развиваться, потому что закономерный путь развития любого общества - уменьшение расходов времени и сил на физический труд. В настоящий момент горожане, чтобы поесть, не пашут поле, не строят своими руками дом - для этого специально научены люди. Они работают, чтобы другие не тратили время на этот труд и успевали заниматься своим делом. И ситуация, когда женщина, проделав с утра до вечера, приходит домой и не стоит часами за плитой, считается полностью нормальной в таком обществе. Как показало развитие европейской цивилизации, общество рано или поздно приходит к такому состоянию. А поскольку доходы растут и все больше семей могут себе позволить регулярно посещать заведению питания, рынок будет развиваться. Но поскольку усовершенствование общества происходит очень медленно, рынок будет расширяться максимум на 4-5% в год. В основном это будет происходить за счет уже существующих фаст-фудів, которые пока еще не имеют службы доставки. Такое расширение бизнеса очень выгодно, ведь уже есть цеха, персонал, транспорт, на котором поставляются продукты, - ни на что не нужно тратиться, кроме небольшой рекламной кампании. Да и конкуренты уже организовали у себя такую услугу.

Уже сегодня выгодной и перспективной является доставка пиццы (как в офис, так и домой). Во-первых, потому, что этот продукт очень популярен, а во-вторых, потому, что в домашних условиях ее почти никто не умеет готовить. Невзирая на это, не все пиццерии предоставляют услугу доставки. Кто-то пробовал, но через какую-то ошибку в менеджменте не вышло, кому-то просто лень. В итоге в праздничные дни, а также по пятницам пиццу заказать очень трудно, а ожидать - очень долго. То есть спрос превышает предложение.

На данный момент большинство офисных работников продолжают питаться бутербродами, потому что в большинстве компаний постоянная доставка еде не настроена.

Комментариев нет: