понедельник, 29 сентября 2008 г.

Плюсы и минусы франчайзингових схем в ресторанном бизнесе 03.04.2008

- Госпожа Ольго, скажите пожалуйста, франчайзинг как явление непосредственно у нас давно появилось?

- Нет, у нас как раз не так давно. Сравнительно недавно. Но, как вы понимаете, если явление существует - оно кому-то нужно... У нас на Украине немного, немного больше три сотен предприятий общественного питания развиваются по франчайзинговою системе.

- А на кого рассчитана такая схема развития предприятия?

- Франчайзинг рассчитан главным образом на людей, какие в ресторанном бизнесе начинающие. Они часто не владеют необходимым опытом, а просто имеют целью вложить деньги в дело с как можно меньшим процентом риска. Именно поэтому они покупают франчайзинговий пакет.

- Что такое франчайзинговий пакет?

- Это пакет документов, соглашение, или иначе говоря, оформленная должным образом идея, которую покупает предприниматель и где прописано абсолютно все: от меню ресторана к наименьшим деталям интерьера. Также здесь прописывается штатное расписание работников, виды и функции оборудования, но др. Сумма пакета колеблется от 2 до 250 тысяч в. о., сумму, формирует владелец франшизы в зависимости от популярности предприятия, его дохідності (это то, с чем я встретилась в последнее время, - “Глория Джинс Кофи” 250 тысяч у.е. на территорию России, Украины, Беларуси).

- Какие плюсы и минусы развития по такой схеме Вы можете назвать?

- Первый плюс в том, что это уже, в сущности, готов бизнес, расписанный очень детально. То есть не нужно думать обо всем процессе в целом и подетально. Не нужно думать, как разрабатывать меню, как учить персонал, подыскивать нужное оборудование, не нужно разрабатывать рецептуру. Но сразу могу назвать существенный минус: нет гарантии, что развитие по такой схеме того или другого заведения питания будет удачным. Франшиза ничего не гарантирует. Владельцу франшизы платится ежемесячный процент от прибыли, роялти, от 2% до 6%. И, конечно, бизнесмен рассчитывает, что вернутся тратящие средства на покупку пакета да и будет ежемесячная прибыль от функционирования нового ресторана. Однако так далеко не всегда происходят. То есть как видите есть существенные плюсы такой схемы, но хватает и минусов...

- Какой наибольший минус развития ресторанов за франчайзингом?

- Дело в том, что при покупке пакета, особенно эксклюзивного пакета, на какую-то страну, всегда оговаривается количество точек и план их открытия. Например, в течение первого года должен быть открыто 10 заведений, а за 3 года должен быть открыто уже 20 точек. И здесь перед предпринимателем появляется проблема: есть у него деньги или нет, есть в наличии помещения или нет, но по условиям новые точки ресторанной сети должны быть открыты. Если предприятие не выполняет данные условия, то франшиза у него просто изымается.

- То есть берутся обязательства, что, как оказывается потом, не могут быть выполнены?

- Именно так.

- А какие на Украине наиболее удачные франчайзингу предприятия ресторанного бизнеса?

- По моему мнению, наиболее удачные предприятия ресторанного бизнеса, которые развиваются по франчайзінгу на Украине, - это “Челентано” и “Potato house”. Они принадлежат львовской сети “Система быстрого питания”.

- А как же легендарный Макдональдс?

- Макдональдс из самого момента открытия у нас развивается самостоятельно. Было принято решение развиваться по территории СНГ самостоятельно, не за франчайзингом. Они были, скажем так, не до конца уверенными, что, во-первых, их технологии будут придерживаться, а во-вторых - что их технологию не украдут и не повесят свое название, как это бывает в настоящий момент с другими заведениями.

- Подытоживая в целом развитие ресторанного бизнеса по такой системе, с вашей точки зрения, чего в таком случае больше - плюсов или минусов?

- Я думаю, что на данном этапе развития нашего рынка намного больше минусов. Предприниматель попадает в некоторую зависимость от франчайзера. И по покупки оборудования, и по позициям меню, и по дизайну интерьера, и по ценовой политике. Одним словом, абсолютно во всем. А в целом, франчайзинг является актуальным в двух случаях: когда рынок только начинает развиваться (для нас это уже поздно) и когда очень высокий уровень конкуренции (а до этого мы еще не дошли). Таким образом, мы находимся на некотором переходном этапе. И на данном этапе развития украинского рынка, развитие за франчайзингом - не всегда сделала вид идея.

Беседу вела София Кущ

Комментариев нет: